Взаимосвязанные статьи

Краткие новости

Туркестан
Главная arrow Библиотека arrow КАУФМАНСКИЙ СБОРНИК arrow События перед хивинским походом 1873 года по рассказу хивинского историка.


События перед хивинским походом 1873 года по рассказу хивинского историка.
Библиотека - КАУФМАНСКИЙ СБОРНИК
Автор Administrator   
26.04.2008 г.
Оглавление
События перед хивинским походом 1873 года по рассказу хивинского историка.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

События перед хивинским походом 1873 года по рассказу хивинского историка.

История средне-азиатских ханств в XVIII и XIX в.в. принадлежит к числу наименее разработанных отраслей истории Востока, что объясняется не отсутствием источников, а равнодушием изследователей. До настоящего времени еще не вполне опровергнут предрассудок, связанный с преувеличенной оценкой культурного уровня так называемого ”древнего Востока”: в новой истории восточных народов видят только картину непрерывного и безнадежного застоя и упадка. Не говоря уже о новейшей истории Средней Азии, нередко вся историческая жизнь современных средне-азиатских народов представлялась незаслуживающей внимания. Еще в последние годы мы были свидетелями характерного факта: экспедицией, специально снаряженной из Америки, производились раскопки на месте исторического города исключительно с целью найти следы до-исторического быта страны, без всякого внимания к ее историческому прошлому, даже без участия лиц, знакомых, хотя бы из вторых рук, с письменными известиями об этом прошлом. Равнодушием к сравнительно недавнему историческому прошлому края проникались и местные деятели; когда в 1895 г. был образован Туркестанский кружок любителей археологии, ему была поставлена задача ”собрать как можно больше материала для освещения древнего периода средне-азиатской истории” . Жизнь [2] выяснила невозможность такого ограничения задач кружка, и последний на страницах своих ”Протоколов” уделял не мало места событиям последних веков; но история этих веков остается и до настоящего времени гораздо менее изследованной, чем было бы возможно по количеству и качеству находящихся в нашем распоряжении источников.


Между прочим остается невыполненной задача, важность которой, казалось бы, не могла подлежать сомнению, особенно для местных деятелей: извлечь из памятников туземной литературы, главным образом исторической, рассказы о ходе завоевания края русскими и об отдельных моментах этой борьбы. На необходимость выполнения этой работы впервые обратил внимание проф. Н. И. Веселовский, справедливо полагавший, что при пользовании одними русскими источниками мы ”можем впасть в односторонность и составить неверный взгляд на местное население, на его взгляды и деятельность в то время”. Еще в 1885 г. проф. Веселовским в Ташкенте наводились справки, ”не существует ли у грамотеев из местных мусульман каких-либо записок о русских завоеваниях в западном Туркестане”. Таковых, однако, не нашлось; те рассказы, которые были получены проф. Веселовским и из которых один был им впоследствии издан 2, оказались составленными специально для него.

Вслед за проф. Веселовским мною также были приняты меры для выяснения того же вопроса, но с несколько иной точки зрения. Опыт показал, что на получение от туземцев записей, специально посвященных войне с русскими, было мало надежды; оставалась надежда найти в общих исторических сочинениях, подносившихся тому или другому хану, среди рассказов о событиях того или другого царствования, известия о приеме русских посольств и о [3] столкновениях с русскими войсками. Такие известия и были извлечены мною в 1898 году 3 из ”Тарихи Шахрохи” кокандца Мухаммед-Нияза, — сочинения, написанного вскоре после 1871 года и напечатанного в Казани в 1885 г. Н. Н. Пантусовым. рассказы о тех же событиях других кокандских историков Мухаммеда-Хакима 4 (в 20-х годах XIX в. совершившего путешествие в Мекку и Медину через Россию), муллы Аваз-Мухаммеда и андижанца Тюря-ходжи 5 до настоящего времени остаются неиспользованными.

Еще менее посчастливилось истории Хивинского ханства. В 1873 г. во дворце бежавшего хана были найдены рукописи, заключавшие в себе полную историю ханства с основания до 1872 г., на турецко-татарском литературном (так называемом ”джагатайском”) языке. Основное сочинение, носившее заглавие ”Фирдаусу-л-икбаль” (”райский сад счастья”) принадлежало мирабу Шир-Мухаммеду, известному под литературным прозванием Муниса, и было начато еще в царствование Ильтезер-хана (до 1806 г.). Другой историк, мираб Мухаммед-Риза, по литературному прозванию Огехи, писавший при Алла-Куле (1825 — 1842), окончил труд своего предшественника, доведя его до смерти хана Мухаммед-Рахима (1825 г.) Тот же Огехи впоследствии в нескольких сочинениях, поднесенных нескольким ханам, под различными заглавиями, довел историю своей родины до событий, непосредственно предшествовавших походу К. П. фон-Кауфмана. Рукописи трудов Муниса и Огехи были доставлены в С.-Петербург и переданы в Азиатский музей Академии наук, где находятся в настоящее время; краткие сведения об этой находке проникли в русскую и западно-[4] европейскую печать 6; тем не менее русские и западно-европейские ученые продолжали писать об истории Хивинского ханства так, как будто бы после известного труда хана Абу-л-Гази, доведенного его сыном и преемником до 1665 г., не было почти никаких туземных источников.


 
« Пред.   След. »
Вернуться