Взаимосвязанные статьи

Краткие новости

Туркестан
Главная arrow Библиотека arrow Битва с пустыней arrow Россия двуликий Янус(3)


Россия двуликий Янус(3)
Библиотека - Битва с пустыней
Автор Administrator   
17.04.2008 г.
Россия двуликий Янус(3)


Небогатым дворянам приходилось выбирать простые армейские полки. Офицерское жалование было небольшим, так что те офицеры, которые не имели «своих средств», нередко испытывали материальные затруднения. Яркую картину мучений юного прапорщика дает в своих мемуарах Е. И. Топчиев, поступивший в полк в 1819 году: «Под опасением дурной отметки по кондуиту и даже, быть может, исключением из службы за неряшество, по прибытии в полк предстояла необходимость шить новую мундирную пару из лучшего сукна, купить или выписать шарф, вытишкеты (так в тексте — А. М.), эполеты и темляк — по крайней мере мишурные, кивер и шпагу — одной формы с прочими офицерами своего полка. Без сюртука тоже нельзя обойтись офицеру и теплой шинели (на вате) для зимы. Нужна кое-какая столовая посуда, постелишка, прибавить рубах, нельзя обойтись без полотенцу, носовых платков... На все это требовалось денег, больше годового прапорщичьего жалования, которого в то время он получал 450 рублей ассигнациями... Многие бедняки долго, по несколько лет, [274] не могли выйти из долгу — или по займу у своего полкового командира, или выпрашивая свое жалование у полкового казначея вперед за треть года, чтобы рассчитаться с одним, крайне докучливым кредитором. «На брюхе шелк, а в брюхе — щелк» — никому более не приходится так истину, как пехотному субалтерн-офицеру, который содержит себя одним жалованием».


 Основным типом военно-учебного заведения для подготовки офицеров в первой половине XIX века являлся кадетский корпус, то есть закрытое учебное заведение, дававшее и общую, и специальную, военную подготовку. Принимали в корпуса почти исключительно детей дворян, причем особое предпочтение отдавалось тем, чьи отцы погибли на войне. По инициативе Николая I, началось создание широкой сети губернских кадетских корпусов (раньше почти все они располагались в Петербурге и Москве). Были открыты: Новгородский кадетский корпус (1834), Полоцкий (1835), Полтавский (1840), Брестский (1842), Орловский (1843), Воронежский (1845) и др.

Внутренние порядки в корпусах отличались большой строгостью. Восстание декабристов потрясло Николая Павловича, и значительную долю ответственности за него император возлагал именно на систему образования. «Праздности ума, недостатку твердых познаний, — гласил манифест от 13 июля 1826 г., — должно приписать сие своевольство мыслей... сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель». Пост Главного директора Пажеского и Сухопутных кадетских корпусов занял генерал Н. И. Демидов. О его убеждениях красноречиво свидетельствует собственноручно составленная инструкция, которая требовала подвергать каждого воспитанника надзору «во всех правилах его нравственности, а как главнейшее составляющее оное суть: покорность, послушание и учтивость, то сии добродетели иметь во всегдашнем предмете [275] и на таковых основывать все правила воспитания каждого из благородных юношей».

Воспитанники (кадеты) в корпусах делились на роты, подчинялись строжайшей дисциплине, носили форму. На должности воспитателей принимали строевых офицеров из гвардейских и армейских полков. Такие «отцы-командиры», «фрунтовые профессора» отлично знали военную службу, но в педагогике, говоря словами современника, «наделены были голубиной невинностью». Отсутствие специальных знаний они возмещали суровостью и обращались с кадетами, как со взрослыми солдатами. Воспоминания современников буквально переполнены рассказами о свирепых секунах и производимых ими порках.

Конечно, служили в корпусах и талантливые, гуманные педагоги. В 1820 г. пост директора Первого кадетского корпуса занял М. С. Перский, прежде состоявший в нем инспектором классов. Он являлся убежденным противником телесных наказаний и настолько ревностно относился к службе, что, по свидетельству одного из воспитанников, «никогда не ездил из корпуса никуда, ни в театр, ни в собрание, ни в гости...». А. Ф. Петрушевский, обучавшийся в Новгородском кадетском корпусе, вспоминал, что его учителя отличались «ретивостью, бодростью и умением приохотить кадет к знаниям».

Очень существенным недостатком кадетских корпусов было зачисление детей в довольно раннем возрасте (обычно с 10 лет), когда их склонности определились недостаточно четко. Из-за этого в корпуса попадало очень много мальчиков, не имевших к военной службе ни склонности, ни способности. Неслучайно выдающийся педагог Н. И. Пирогов сравнивал кадет с девушкой, обрученной с нелюбимым и неизвестным ей женихом. Но отказаться от такого порядка правительство считало невозможным, так как корпуса выполняли, кроме учебной функции, благотворительную. Они обеспечивали [276] воспитанием и образованием за казенный счет детей офицеров, которые, как уже говорилось, в массе своей были небогаты.

Очень важным событием стало учреждение в 1830 г. Военной академии. Ее задачей провозглашалось «образование офицеров Генерального штаба» и «вящее распространение знаний в армии». Академия стала первым в России высшим военно-учебным заведением, и в ее работе с самого начала принимали участие многие видные теоретики военного дела: Н. В. Медем, Л. И. Зедделер, Ф. И. Горемыкин. В 1845 г. должность профессора на кафедре статистики занял Д. А. Милютин, в будущем военный министр и автор коренных реформ русской армии.

Основным родом войск оставалась пехота. К началу царствования Николая I она включала: 10 гвардейских полков, 15 гренадерских, 8 карабинерных, 96 пехотных, 50 егерских — всего 179 полков общей численностью 526 512 человек. На протяжении последующих двадцати лет численность пехоты менялась мало и лишь в 1840-е годы, в связи с обострением международной обстановки, она начинает возрастать. В 1853 году, перед Крымской войной, в русской пехоте служило около 893 тысяч человек. В ее состав к тому времени входило ПО полков (10 гвардейских, 12 гренадерских, 4 карабинерных, 42 пехотных и 42 егерских), 9 стрелковых батальонов и 84 линейных батальона. Последним предстояло принять в событиях, описанных в книге, особенно активное участие, и на их организации стоит остановиться немного подробнее.
Последнее обновление ( 21.04.2008 г. )
 
« Пред.   След. »
Вернуться